Орден Магов

блог Оксаны Антиповой о Матрице судеб

Сны и духовная практика

Треть жизни мы проводим во сне и около двадцати процентов этого времени мы видим сновидения. С древнейших времен люди интересовались снами и считали их значимыми. Американский психолог Килтон Стьюарт называл не получивший объяснения сон «нераспечатанным письмом от Бога». Сны – это послания нашей души о том, как она себя чувствует, каковы ее потребности, на каком этапе развития она находится. Последний аспект особенно интересен тем, кто занимается духовными практиками.

Символика развития души очень хорошо разработана известным швейцарским психологом К. Юнгом. Он на протяжении многих лет исследовал свои сновидения и сны своих клиентов, и на основе этого опыта у него сложилась система образов, описывающая этапы развития человека. Эта символика была подтверждена и моим личным опытом занятий различными духовными практиками и опытом людей, которые принимали участие в моих тренингах, группах саморазвития.

Сны обычно сопровождают процесс работы над собой, показывают, в каком состоянии находится душа. Например, если в душе преобладают животные программы, она подвержена инстинктивным импульсам, то снятся животные. Часто, это сказочные образы – волки, медведи, обезьяны, кошки, собаки, лягушки, птицы. Эти образы показывают не только наличие в душе животных характеристик, но и то, что душа готова к следующему уровню развития, готова снять доминанту животных программ и раскрыть свой человеческий потенциал, не ущемляя при этом животную составляющую. Ведь если вспомнить сказки, а сказки по утверждению К. Юнга это «коллективные сновидения», то животные часто помогают главному герою, дают подсказки. Также бывают сны, когда человек видит себя в подвалах, подземельях, башнях – это говорит о том, что его душа находится «в заточении», ей необходима свобода, простор. Люди, занимающиеся телесно-энергетическими практиками – йогой, цигун, тенсёгрити – часто видят сны о реках, ручьях, водных источниках. Эти сны показывают, в каком состоянии их жизненная сила, жизненная энергия, насколько свободно она «течет» в теле. Если река или ручей запружены, то необходимо дополнительно поработать над внутренними блокираторами, такими как, страхи, чувства вины, обиды, определенными психологическими комплексами, которые мешают человеку проявляться более свободно и естественно. Кстати, очень часто начало стихийного процесса кардинальных внутренних изменений отмечено снами о наводнениях, землетрясениях, катастрофах, явлениях, символически отражающих начавшуюся трансформацию психики. Также на определенном этапе духовного развития появляются сны о «черном человеке», «преследователе» от которого нельзя убежать и скрыться. Это так называемые сны о «тени» или теневых составляющих личности, которые человек не признает в себе и отвергает. Но от себя, как говорится, не убежишь… Таким образом эти сны оповещают нас, что наступил этап работы со своей «тенью», этап исследования, принятия и трансформации «плохих» сторон себя. Как говорил К. Юнг: «Человек, который перестает приписывать свою тень ближнему, а открывает ее в себе и примиряется с ней, как мирятся с отвергнутым когда-то братом, — такой человек совершает работу великой, всемирной важности».

В продолжение темы принятия различных сторон себя, мужчинам снятся сны с различными яркими женскими образами, которые олицетворяют их бессознательную женскую часть. К. Юнг назвал ее Анимой. Женщинам, в свою очередь, сняться различные яркие образы мужчин, которые представляют их мужскую часть или Анимуса по Юнгу. Мы не можем быть цельными личностями, пока не признаем права на существование той части нашего существа, которая представляет начало противоположного пола. Таким образом, мужчине необходимо принять свою эмоциональность, мягкость, заботливость, артистизм, а женщине – свою агрессивность, логику, аналитические способности.

На следующем этапе во снах может появляться символика движения – путешествия, дороги, развилки, брод через реку. В этих снах часто участвуют образы “мудрого старца” или “мудрой старой женщины”. Появление этих фигур свидетельствует о том, что человек  уже почти готов довериться голосу мудрости своего внутреннего существа, своего высшего «Я» и перестать приписывать всю мудрость внешним авторитетам.

В дальнейшем появляются сны, в которых дорога приводит человека в другой город или страну, где он должен выполнить какую-то важную работу, либо в какое-то другое место, уникальное для конкретного человека, но в котором он должен исполнить свое предназначение или отыскать сокровище. И это сокровище олицетворяет духовную сущность человека.

Также могут сниться универсальные символы из различных религиозных и мистических традиций, например, «Древо жизни», «Цветок лотоса», «Змея, кусающая себя за хвост», «Зодиакальный круг» и т.п. Кстати, символ Зодиакального круга – это также мандальный символ. Мандала – это фигура круглой формы с особо выделенным центром. Мандалы во снах появляются, когда душа находится в состоянии психического разлада и нуждается в самоисцелении, или в период, когда она приобретает свойства целостности – частичной, соответствующей определенному этапу развития или полной.

И наконец, могут начать появляться сны, которые символизируют чистую энергию или единство всей жизни.

Отдельную категорию представляют так называемые «прозрачные сновидения». Это сновидения, в которых человек осознает, что он спит, и может по своему усмотрению выстраивать сновидческую реальность. Существует даже такой вид духовной практики как «Управление сновидением». Человек в процессе этой практики учится «просыпаться во сне», исследовать эту дополнительную сферу реальности, осваивать ее как еще одно пространство жизни и деятельности своего сознания и души. Фактически эта практика позволяет человеку расширить сферу своего осознания настолько, что он начинает жить в двух мирах – мире физической реальности и мире сновидческой реальности. Сновидящий, который полностью осознал состояние сновидения и может его поддерживать, получает возможность делать практически все, что пожелает. Он может встречаться с любыми людьми, летать, путешествовать в весьма отдаленные места, разговаривать с кем угодно – настоящими людьми и вымышленными, живыми и мертвыми, он может решать свои дневные проблемы и творческие задачи. Сновидящий, который может быть сознательным во сне, открывает для себя мир удивительных приключений. Но это больше, чем просто приключения. Творческий сновидящий имеет огромное превосходство над обычными сновидящими в том, что он имеет возможность сознательно объединить два уровня своего существования. Следуя принципам контроля над сновидениями, он может превратить свои сновидения в особый уровень сознания. Борясь с трудностями во сне, он обогащает свою дневную жизнь. Чем дольше человек практикует контроль над сновидениями, тем больше он будет действовать как единое целое, цельный человеческий индивидуум, пока пространства физической и сновидческой реальности не интегрируются в Пространство Единой Реальности.

Таким образом, внимание к своим сновидениям является важным дополнением процесса личностного и духовного развития.

Александр Рой,

руководитель Духовно-психологического центра «VISIONER»,

психолог, тренер, Мастер NLP,

Мастер трансперсональных психотехнологий


About The Author

Comments

Comments are closed.